Почему нельзя включать кондиционер зимой?

Советы автомобилистам

Written by:

Кондиционеры в автомобиле появились давно, но до сих пор вызывают массу вопросов. В частности, можно ли включать кондиционер зимой, и чем это грозит. О работе этого устройства в зимний период расскажут автоинструкторы.

Почему нельзя включать кондиционер зимой?Чистая физика
Помимо комфортной температуры в салоне авто летом кондиционер подсушивает воздух, что помогает бороться с запотеванием стекол, причем круглый год. Так что инструкторы по вождению заверяют, что кондиционер востребован и зимой. Главное — температура за бортом. Иногда система управления запрещает включение компрессора кондиционера. Надо сказать, что работа этого устройства — защитные функции электроники и законы физики.

Работа любого кондиционера основана на переходе фреона (хладагента), который циркулирует по системе, из газообразного в жидкое состояние, и наоборот. Такие переходы обеспечивают поглощение и выделение определенного количества тепла.

Фреон поступает в испаритель (салонный радиатор) при низкой температуре и в жидком состоянии. Он активно поглощает тепло из воздуха через соты теплообменника, подсушивает его, закипает и превращается в газ. Во внешнем радиаторе системы фреон отдает эту энергию в окружающую среду, а затем снова превращается в жидкость.

Если жидкий фреон попадет в компрессор кондиционера, то для последнего это будет смерть. Такое состояние можно сравнить с гидроударом в двигателе внутреннего сгорания.

Отметим, что полное испарение фреона крайне важно для компрессора. Даже небольшое количество жидкого хладагента будет для компрессора фатальным. Именно поэтому в системе управления есть различные контролирующие датчики, которые могут запретить активацию устройства или принудительно отключить компрессор.

Запрет на работу
Сегодня в большинстве кондиционеров для автомобилей используется фреон R134a. Его точка кипения при атмосферном давлении составляет 26°C. В системе кондиционирования он под избыточным давлением, поэтому температура его кипения будет выше. В испарителе такой фреон переходит в газообразное состояние примерно при 0°C. Зимой, чтобы превратиться в газ, фреону часто не хватает тепла. Это отслеживает сенсор температуры окружающей среды, а также дополнительный датчик климат-контроля в салоне. Так что иногда система может запретить включение компрессора кондиционера.

Комбинированный датчик следит за давлением в системе кондиционирования. Если оно слишком высокое или низкое, то включения компрессора не произойдет во избежание повреждений всей системы.

Важно!
При включенном кондиционере давление фреона перед компрессором составляет, как правило, около 3 бар, а после компрессора — уже 14 бар. После его остановки через некоторое время показатели сравниваются. Если температура составляет 20°C, то давление будет около 5–6 бар, при 0°C оно упадет до 2 бар. На некоторых автомобилях этого будет достаточно, чтобы система заблокировала включение компрессора.

Вывод
Зимой пользоваться кондиционером можно. Главный вопрос: согласится ли на это система управления автомобиля.

На некоторых машинах компрессор заработает при отрицательных температурах за бортом, а на других — не включится, если на приборном щитке горит «снежинка».

Многое зависит от конструкции системы кондиционирования и программного обеспечения конкретного авто.

Некоторые специалисты советуют регулярно включать кондиционер зимой, чтобы снизить вероятность закисания прижимной пластины муфты включения компрессора.

Comments are closed.